В раннем возрасте речь ребенка характеризуется достаточно бедным словарным запасом, употреблением облегченных слов, отсутствием или искажением отдельных звуков. В связи с этим может возникнуть диагноз «задержка речевого развития», причиной которого являются недостаточно развитый речевой аппарат, слабый речевой выдох, а также сложности во время беременности и родов матери.
Для решения этих проблем логопед Шпаковского комплексного центра социального обслуживания Шахова Марина Борисовна разработала программу по запуску речи у малышей в домашних условиях, которая содержит большой арсенал развивающих упражнений, игр и методик. Важным составляющим данной программы являются родители, которые должны стать надёжными соратниками в борьбе за первые слова своего ребёнка. Задача мамы – превратить занятие в игру, наполнить скучные упражнения эмоциями, объединяющими всех членов семьи. Это, конечно, не просто, но вполне осуществимо. Мы разделили эту объемную программу на несколько блоков, которые опубликуем поочередно.
Первый блок включает:
- Дыхательные игровые упражнения, которые направлены на тренировку речевого выдоха:
— дуем на кусочки бумажной салфетки, ваты, через трубочку в воду — пускаем пузыри;
— задуваем свечки — конечно, под строгим контролем взрослых;
— делаем пособия на ниточках – бумажные бабочки, тучки, снежинки, и дуем на них;
— пускаем кораблики с бумажными парусами из пластиковых стаканчиков в миску с водой и дуем в паруса;
— показываем «ветерок» — дуем друг на друга;
— сдуваем с поверхности пёрышки, шарики для пинг-понга;
— дуем через трубочку в бутылку, накрытую крышкой с шариками пенопласта.
- Артикуляционные упражнения, направленные на развитие и укрепление речевого аппарата. Сюда входят игры с различными звуками: цокаем как лошадка, сопим как ёжик, чмокаем – целуемся. Далее развиваем артикуляционные мышцы:
— надуваем пузырь щечками и лопаем ладошками;
— показываем язычок (язычок выглянул из ротика и спрятался обратно);
— спрашиваем: «У кого есть зубки?!» и показываем зубы;
— «Лакаем молоко» как кошка.
Звукоподражание с повторами — полезно делать в разных темпах:
— как машина гудит? — Би-би;
— как коровка мычит? — Му-му-му;
— как барабанчик стучит? — Та-та-та;
— как мама песенку поет? — Ля-ля-ля;
— как курочка зерно клюет? — Клю-клю-клю;
— как дудочка дудит? — Ду-ду-ду;
Музыкальные игры стимулируют запуск речи. Когда дети пропевают звуки, слоги и слова, им легче заговорить.
- Игры с использованием детских музыкальных инструментов, где звуки дублируются словом:
— тук-тук-тук! (клавесы, ложки, барабан);
— ля-ля-ля! (металлофон);
— динь-динь! (колокольчик);
— как-кап-кап! (треугольник);
— бум-бум-бум! (бубен).
- Песенки – звукоподражания, например: «У бабушки Натальи было семеро утят», «Гуси-гуси», «Есть у нас лошадка Игогошка», «Ква-ква, так говорит лягушка».
- Песенные артикуляционные разминки Е.Железновой «А мы скажем вместе с мамой», «Ну-ка повторяйте».
- Простукивание на бубне простых слов и имен.
- Игры с последовательной передачей по кругу музыкальных инструментов с проговариванием: «НА!» «ДАЙ!».
- Танцы с простейшими словами, дублирующими движения:
— топ-топ;
— хлоп-хлоп;
— прыг-прыг;
— бип-бип (нажимаем на носик);
— туда-сюда (повороты корпуса);
— вверх-вниз (ручки с бубенцами или султанчиками).
Вот такие, простые, на первый взгляд, упражнения помогут вам не просто играть с малышом, но и развивать его речевой аппарат.
Следующий познавательный блок из программы по запуску речи у малышей в домашних условиях мы опубликуем 21 марта.