Новости

Как обезопасить людей старшего поколения от кредитов и не только

Все эти шаги нужно обсудить в кругу семьи, чтобы пожилой человек понимал, что это не «излишняя перестраховка», а нормальная современная практика безопасности.

  • Запретить оформление кредитов на Госуслугах.
  • В настройках профиля на портале «Госуслуги» (если он там есть) можно снять все галочки, связанные с упрощенным получением кредитных продуктов. Пусть пенсионер не оформляет займы, если ему это не нужно. Это закрывает мошенникам доступ к «быстрому кредитованию».
  • Проверить доступ к учетной записи на Госуслугах.
  • Если есть подозрение, что мошенники могли перехватить логин и пароль (особенно после телефонных разговоров или непонятных сообщений), нужно срочно сменить пароль, активировать двухфакторную аутентификацию (по СМС). И посмотреть журнал действий в личном кабинете — не было ли странных операций.
  • Проверить, не оформлены ли кредиты без ведома пенсионера. Сделать это можно, заказав выписку из бюро кредитных историй или спросив в банке, есть ли на человеке действующие кредиты. Если обнаружится левый займ, нужно сразу обращаться в правоохранительные органы и в сам банк, где взяли кредит.
  • Установить лимиты на карте. Если у пенсионера есть карта с онлайн-банком, в настройках обычно можно ограничить максимальную сумму разового перевода, суточные лимиты и т. п. Тогда даже если он случайно сообщит мошенникам код, те не смогут списать крупную сумму.
  • Подключить SMS-оповещения об операциях. Так человек сразу видит, что с карты списываются деньги, и может своевременно заблокировать операцию, позвонив в банк.
  • Организовать «доверенный контакт» в семье. Пожилой человек может пообещать всегда перезванивать дочери, сыну, внуку или любому родственнику, если ему поступает странный звонок или просьба о переводе. Пусть лучше он перезвонит пять раз в день и спросит, «а точно ли это нужно делать?», чем окажется обманутым.
  • Постоянно напоминать, что банк не звонит с просьбами перевести деньги. Реальные сотрудники служб безопасности не будут требовать от клиента сообщать CVV-коды или «переводить средства на безопасный счет». Такие просьбы — стопроцентный признак мошенничества.