А мы продолжаем рассказывать о программе по запуску речи у малышей в домашних условиях, которую разработала логопед Шпаковского комплексного центра социального обслуживания Шахова Марина Борисовна.
В прошлой статье мы рассказали о дыхательных и артикуляционных упражнениях. Сейчас речь пойдет об эффективных играх с дидактическим материалом, которые увеличивают пассивный словарный запас:
- Прятки игрушек под платочком;
- Игра – «ДАЙ!» (по инструкции взрослого ребенок дает игрушку заданного цвета, формы или размера);
- Игра – «ПОКАЖИ!» (взрослый знакомит с новым понятием, показав его на картинке, затем ребенок по инструкции взрослого ищет продемонстрированный предмет у себя на раздаточных листах и показывает пальчиком или накрывает ладошкой).
- Сортировка по цвету, форме или размеру (например, Мишке собираем красные шарики, а Зайчику — желтые).
- Ищем в сенсорном тазике спрятанные фигурки (животных, игрушки, посуду, камушки разных цветов) — ребенок находит, а взрослый называет.
Многие педагоги любят говорить: «Речь находится на кончиках пальцев!» Поэтому поговорим о пальчиковом массаже и пальчиковых играх.
В семидесятых годах XX века физиолог Марионелла Максимовна Кольцова проводила исследование в детском доме. Она доказала, что в экспериментальной группе детей, с которыми проводились упражнения на развитие мелкой моторики, речевое развитие было значительно выше, чем у детей, с которыми не проводились такие занятия.
Это так, но лишь отчасти. Большинство современных неврологов и логопедов склоняются к мысли, что не сами упражнения явились определяющим фактором развития речи, а непосредственное общение педагога с детьми.
К тому же речевые центры, которые находятся в непосредственной близи к моторным центрам в головном мозге, созревают к 3-4 годам. Поэтому стимулировать их, надеясь лишь на развитие мелкой моторики в раннем возрасте, не стоит.
Однако развивать мышцы пальчиков с помощью мягкого массажа («ладушки, «сорока-ворона»), а также тренировать ловкость посредством простейших движений полезно и нужно.
У детей с речевыми нарушениями очень часто наблюдаются нарушения координации движений, мышечные зажимы, моторная неловкость. Упражнения под ритмичные стихи или пение, расслабление и наоборот движения с пальчиками, помогают подготовить ребенка к моторному планированию, тренируют мышечный тонус, помогают ему испытывать эмоциональный отклик в упражнениях.
Неразвитое слуховое восприятие также влияет на развитие речи. Ребенок не способен внимательно и сосредоточенно слушать, слышать и, соответственно, плохо воспроизводит звуки. Если ребенок хорошо различает неречевые звуки – фонематический слух (способность различать звуки речи) будет развиваться автоматически.
Игры на развитие слухового восприятия:
- Угадай, что звучит;
- Жмурки;
- В какой руке звучало;
- Быстро-медленно;
- Громко-тихо;
- Справа-слева (после 2 лет);
- Если звучит бубен — прыгаем, если треугольник — хлопаем в ладоши (как пример).
Последний блок из программы мы опубликуем 28 марта.