ПОЛОЖЕНИЕ
об отделении по работе с семьей и детьми
1.Общие положения
- Отделение по работе с семьей и детьми (далее – Отделение) является структурным подразделением государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Шпаковский комплексный центр социального обслуживания населения» (далее – Центр).
- Отделение в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Ставропольского края, нормативными актами Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, нормативными актами министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края (далее – министерство), уставом Центра, локальными актами Центра, а также настоящим Положением.
- Основным видом деятельности Отделения является предоставление:
- социально-бытовых услуг;
- социально-психологических услуг;
- социально-педагогических услуг;
- социально-правовых услуг;
- социально-медицинских услуг;
- услуг в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов;
- срочных социальных услуг.
- Предметом деятельности Отделения является социальное обслуживание детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 0 до 18 лет, а также несовершеннолетних и членов их семей, признанных нуждающимися в социальном обслуживании вследствие существования следующих обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия их жизнедеятельности: полная или частичная утрата способности, либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу наличия инвалидности; нуждаемость ребенка-инвалида в постоянном постороннем уходе; нахождение семьи и (или) несовершеннолетнего ребенка в социально опасном положении и (или) в трудной жизненной ситуации; нахождение семьи в социально опасном положении.
- Отделение создается, реорганизуется и ликвидируется приказом центра по согласованию с министерством и осуществляет свою деятельность в порядке, определенном настоящим Положением.
- Отделение в своей деятельности непосредственно подчиняется курирующему заместителю директора, директору Центра.
- Непосредственное руководство работой Отделения осуществляет заведующий Отделением, на должность которого приказом Центра назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование.
- Специалисты в своей деятельности непосредственно подчиняются заведующему Отделением, курирующему заместителю директора, директору Центра.
- Каждый работник Отделения в соответствии с квалификационными требованиями, предъявляемыми к его специальности, должен иметь соответствующее образование, квалификацию, профессиональную подготовку, обладать знаниями и опытом, необходимыми для выполнения возложенных на него обязанностей.
- Отделение имеет свое штатное расписание, утвержденное директором Центра.
- За время нахождения детей-инвалидов в Отделении сотрудники несут ответственность за их жизнь и здоровье.
- Деятельность специалистов Отделения, связанная с оказанием услуг детям-инвалидам на дому, признается работой, имеющей разъездной характер. Перечень конкретных должностей работников Отделения, имеющих разъездной характер работы, устанавливается коллективным договором или иным локальным актом Центра.
- Деятельность Отделения основывается на принципах социальной работы и нормах профессиональной этики.
- Специалисты Отделения участвуют в предоставлении социальных услуг службой «Домашнее визитирование», действующей в соответствии с Положением о ней, предназначенной для оказания услуг реабилитационного характера в форме социального обслуживания на дому детям-инвалидам в соответствии с индивидуальными программами реабилитации (абилитации) инвалида (ребенка-инвалида) (далее – ИПРА).
- Основные задачи и функции Отделения
15.Основные задачи Отделения:
- выявление актуальной потребности обратившихся граждан в социальном обслуживании и оказание им необходимых социальных услуг;
- осуществление патронажа семей с детьми инвалидами, семей, находящихся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации;
- создание необходимых условий для обеспечения максимально полной социальной адаптации детей-инвалидов в обществе, семье;
- обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних получателей социальных услуг;
- разработка индивидуальных программ предоставления социальных услуг;
- организация реабилитационных мероприятий для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
- организация индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении иной трудной жизненной ситуации;
- предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних;
- привлечение различных государственных органов и общественных объединений к решению вопросов социальной помощи детям-инвалидам, семьям, находящимся в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации.
16.Функции Отделения:
- профилактика обстоятельств, обуславливающих нуждаемость в социальном обслуживании;
- обеспечение детям-инвалидам максимально полной и своевременной адаптации к жизни в обществе, в семье, к обучению и труду;
- выявление детей-инвалидов, семей с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении, трудной жизненной ситуации и их дифференцированный учет, создание и поддержание в актуальном состоянии банка данных;
- обследование материально-бытовых условий проживания семей, находящихся в социально опасном положении, трудной жизненной ситуации, выявление их степени нуждаемости в конкретных видах социальных услуг;
- участие в рейдовых мероприятиях в целях раннего выявления неблагополучных семей, профилактики жестокого обращения с детьми и насилия в отношении детей;
- проведение индивидуальной профилактической работы в отношении родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, если они не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними;
- организация в пределах компетенции Центра досуга несовершеннолетних, развитие их творческих способностей в кружках, клубах по интересам;
- оказание содействия в пределах компетенции Центра в организации оздоровления и отдыха несовершеннолетних;
- пропаганда здорового образа жизни в среде несовершеннолетних;
- проведение информационной и разъяснительной работы по вопросам законодательства в отношении несовершеннолетних, семей с детьми и другим вопросам, входящим в компетенцию Центра;
- предоставление бесплатно в доступной форме информации о видах социальных услуг, сроках, порядке и условиях их предоставления;
- внедрение в работу Отделения инновационных, эффективных и современных форм работы.
- Организация деятельности Отделения
- Социальные услуги в Отделении предоставляются в полустационарной форме социального обслуживания и в форме социального обслуживания на дому бесплатно детям-инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 0 до 18 лет, а также несовершеннолетним и членам их семей, признанным нуждающимися в социальном обслуживании.
- Для признания граждан нуждающимися в социальном обслуживании в связи с наличием в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе, и составления индивидуальной программы предоставления социальных услуг с целью предоставления социальных услуг в Отделении заявители или их законные представители представляют в Центр следующие документы:
1) заявление;
2) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность заявителя или его законного представителя;
3) документ, подтверждающий полномочия законного представителя;
4) свидетельство о рождении ребенка-инвалида или паспорт ребенка-инвалида, достигшего возраста 14 лет;
5) копию документа, подтверждающего законность пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства на территории Российской Федерации;
6) свидетельство о рождении ребенка или паспорт ребенка, достигшего возраста 14 лет (для заявителей (законных представителей) — членов семей инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе).
Специалист Отделения в день поступления заявления и документов запрашивает в порядке межведомственного электронного взаимодействия в федеральном реестре инвалидов сведения об инвалидности ребенка-инвалида и сведения из ИПРА ребенка-инвалида. В случае отсутствия соответствующих сведений в федеральном реестре инвалидов признание ребенка-инвалида нуждающимся в социальном обслуживании осуществляется на основании самостоятельно представленных заявителем или его законным представителем справки МСЭ ребенка-инвалида и ИПРА ребенка-инвалида.
- Для признания граждан нуждающимися в социальном обслуживании в связи с наличием ребенка или детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации, и составления индивидуальной программы с целью предоставления социальных услуг в Отделении заявители или их законные представители представляют в Отделение следующие документы:
1) заявление;
2) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность заявителя или его законного представителя;
3) документ, подтверждающий полномочия законного представителя;
4) свидетельство о рождении ребенка или паспорт ребенка, достигшего возраста 14 лет;
5) копию документа, подтверждающего законность пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства на территории Российской Федерации;
6) ходатайство должностного лица органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
7) копию постановления об установлении над ребенком опеки (попечительства), принятого органом местного самоуправления (для детей, находящихся под опекой, попечительством);
8) заключение краевой или территориальной психолого-педагогической комиссии либо психолого-педагогическую характеристику из образовательной организации либо заключение психолога, социального педагога или логопеда образовательной организации о том, что ребенок испытывает трудности в социальной адаптации.
- Для признания граждан нуждающимися в социальном обслуживании в связи с наличием внутрисемейного конфликта и составления индивидуальной программы с целью предоставления социальных услуг в Отделении заявители или их законные представители представляют в Отделение следующие документы:
1) заявление;
2) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность заявителя или его законного представителя;
3) документ, подтверждающий полномочия законного представителя;
4) документы, подтверждающие наличие внутрисемейного конфликта;
5) копию документа, подтверждающего законность пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства на территории Российской Федерации.
- Для признания граждан нуждающимися в социальном обслуживании в связи с нахождением в социально опасном положении и составления индивидуальной программы с целью предоставления социальных услуг в Отделении заявители или их законные представители представляют в Отделение следующие документы:
1) заявление;
2) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность заявителя или его законного представителя (при наличии);
3) документ, подтверждающий полномочия законного представителя;
4) ходатайство должностного лица органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
5) решение комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципального округа (городского округа) Ставропольского края о признании несовершеннолетних и семей, в которых они проживают, находящимися в социально опасном положении;
6) акт материально-бытового обследования условий проживания;
7) копию документа, подтверждающего законность пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства на территории Российской Федерации.
- Для признания детей нуждающимися в социальном обслуживании в связи с нахождением в трудной жизненной ситуации и составления индивидуальной программы с целью предоставления социальных услуг в Отделении заявители или их законные представители представляют в Отделение следующие документы:
1) заявление;
2) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность заявителя или его законного представителя;
3) документ, подтверждающий полномочия законного представителя;
4) свидетельство о рождении ребенка либо паспорт ребенка, достигшего возраста 14 лет;
5) документ, подтверждающий нахождение ребенка в трудной жизненной ситуации:
а) справку об отнесении ребенка к III или IV группе здоровья, выданную медицинской организацией (для детей с ограниченными возможностями здоровья);
б) документы, свидетельствующие о том, что заявитель (законный представитель) является пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций или вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов;
в) справку о признании семьи несовершеннолетнего малоимущей, выданную органом труда и социальной защиты населения администрации муниципального или городского округа по месту жительства;
г) акт материально-бытового обследования условий проживания;
д) заключение краевой или территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (для детей с ограниченными возможностями здоровья);
е) копию документа, подтверждающего законность пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства на территории Российской Федерации.
- Граждане (их законные представители), признанные нуждающимися в социальном обслуживании по основаниям, указанным в пункте 18 настоящего Положения, принимаются на социальное обслуживание в Отделение приказом Центра на срок курсовой реабилитации общей продолжительностью до 3 месяцев с периодичностью не более 2 раз в год.
Период курса реабилитации устанавливается Отделением исходя из даты подачи заявления о предоставлении социальных услуг с приложением указанных документов, с учетом сложившейся очередности.
- Перечень конкретных реабилитационных мероприятий с указанием периодичности и дат их проведения отражается по результатам решения социального медико-психолого-педагогического консилиума Центра (далее – Консилиум) в Программе реабилитации по форме согласно приложению 1.
- По окончании реабилитационного цикла специалист Отделения выдает гражданину (его законному представителю) рекомендации, заключение и акт о предоставлении социальных услуг.
- Граждане (их законные представители), признанные нуждающимися в социальном обслуживании по основаниям, указанным в пунктах 19 – 22 настоящего Положения, принимаются на социальное обслуживание в Отделение приказом Центра на срок не менее 3 лет либо до достижения получателем социальных услуг совершеннолетия.
- Гражданин (его законный представитель) имеет право отказаться от социального обслуживания, социальной услуги. Отказ оформляется в письменной форме и вносится в индивидуальную программу предоставления социальных услуг.
- Права Отделения
- Отделение имеет право:
1) запрашивать от получателей социальных услуг (законных представителей) информацию и документы, необходимые для организации работы по решению их социальных проблем в соответствии с действующим законодательством.
2) вносить предложения руководству Центра по совершенствованию работы Отделения.
- Ответственность
- Всю полноту ответственности за организацию и выполнение определенных настоящим положением задач и функций несёт заведующий Отделением.
Степень ответственности работников Отделения определяется их должностными инструкциями.