24Сен

БезымянныйВ наши дни вопрос о толерантности по отношению к инвалидам весьма актуален. На мой взгляд, процесс формирования толерантного отношения к людям, а особенно — детям с ограниченными физическими возможностями должен стать для всех нас целенаправленным, организованным и контролируемым процессом формирования человека, его позитивной социализацией.

К сожалению, на сегодняшний день далеко не во всех учебных учреждениях проводятся так называемые «уроки доброты»: нередки случаи презрительного, уничижительного отношения школьников и студентов по отношению к своим сверстникам с физиологическими проблемами. И такое отсутствие толерантного отношения среди подростков возникает за счет того, что симптомы нетерпимости существуют во всем обществе. Дабы искоренить эту проблемы, мы должны прежде всего дать понять детям, что их сверстники — такие же люди, как и они сами, с теми же чувствами, желаниями, радостями и печалями.

Но не только нетерпимость является одной из сторон дискриминации. Обозначая наше отношение к детям-инвалидам, мы зачастую впадаем в две крайности: одна, при которой они — объект жалости и снисхождения, и другая, при которой, напротив, мы склонны превозносить их успехи до небес. И заметьте, при каждом из этих отношений нами проводится граница: вот здесь мы (две руки, две ноги, стандартный набор хромосом, все показатели в норме), а там они. Это, в свою очередь, становится еще одним фактором уничижения ребенка с ОВЗ как личности, что не дает ему возможность в необходимой мере осознавать себя полноценной частью общества.

Так что же такое — толерантность? Для меня это, прежде всего, признание равности. Мы все люди. Если человек не дорос до умывальника, то мы подставляет ему скамейку, если он спотыкается, то мы берем его за руку, если не ходит — то он садится в коляску. В какой момент человек перестает быть человеком и становится инвалидом, и почему мы смотрим на них другими глазами? Толерантность измеряется прежде всего в признании инвалида — полноценным элементом общества, в возможности общения на равных.

Сегодня мы особенно остро воспринимаем лишь те проблемы, которые волнуют нас самих, забывая при этом, что все мы — неразрывно связаны между собой. Мы требуем к себе особенного отношения к нам как к личностям, требуем честных выборов и равноправия в стране. Но если мы так яро хотим особого к себе отношения, так же остро нужно хотеть видеть рядом с собой счастливого дауненка и ребенка с ДЦП, да всех тех людей с ограниченными возможностями, кого та же сила, лишающая нас права голоса, отправляет за кадр. Нужно лишь понять, что на все вопросы, вроде: «А как правильно вести себя с ребенком-инвалидом?», «А если у него нет руки или ноги?», «А если он в свои десять не разговаривает?», должен быть один ответ: «Как с ребенком!»

Есть множество способов борьбы с нетерпимостью: пропаганда, государственные программы, центры помощи. Все они действенны, нужно лишь каждому из нас внести свою лепту в помощь тем детям, которые как никто другой в этом нуждаются. И я надеюсь, что в ближайшее время мы вместе сможешь достичь той вершины развития социального общества, на которой на первый план выйдет Ребенок, а уже потом — инвалид.

 

Инструктор ЛФК отделения

реабилитации детей и подростков с ОВЗ                         Л.Е. Мадатова