18Июн

Методические материалы– Антикоррупционная памятка государственному гражданскому служащему министерства: “Правила поведения в ситуации коррупционной направленности” (Загрузить .doc)– Антикоррупционная памятка гражданину по противодействию коррупции: “Если Вам предлагают взятку или у Вас вымогают взятку” (Загрузить .doc)

– Антикоррупционная памятка директору государственного бюджетного (казенного) учреждения социального обслуживания населения, подведомственного министерству. (Загрузить .doc)

– Памятка государственному гражданскому служащему Ставропольского края министерства о соблюдении ограничений при заключении им трудового договора и (или) гражданско-правового договора после увольнения с государственной гражданской службы Ставропольского края. (Загрузить .doc)Часто задаваемые вопросы

  1. Что такое коррупция? Какие действия можно отнести к коррупционным правонарушениям?
    Понятие коррупции раскрывается в части 1 ст. 1 Федерального закона “О противодействии коррупции” от 25.12.2008 № 273-ФЗ. Так установлено, что коррупция – это:
    • злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;
    • совершение деяний, указанных в подпункте “а” настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица. Исходя из трактовки федерального закона, к коррупционным деяниям можно относить не только вымогательство или получение взятки должностным лицом, но его непосредственное злоупотребление своими должностными полномочиями, их использование в личных интересах, а также интересах близких или доверительных лиц.
    К правонарушениям, обладающим коррупционными признаками, относятся следующие умышленные деяния:
    • злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ);
    • превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ)
    • незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ);
    • получение взятки (ст. 290 УК РФ);
    • дача взятки (ст. 291 УК РФ);
    • провокация взятки (ст. 304);
    • служебный подлог и внесение заведомо ложных сведений (ст. 292 УК РФ и ст. 285.3 УК РФ);
    • присвоение или растрата (ст. 160 УК РФ);
    • мошенничество с использованием своих служебных полномочий (ст. 159 УК РФ)
    • воспрепятствование законной предпринимательской деятельности (ст. 169 УК РФ);
    • неправомерное присвоение или иное нецелевое использование бюджетных средств (ст. 285.1 УК РФ и ст. 285.2 УК РФ);
    • регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170 УК РФ);
    • халатность (ст. 293 УК РФ).
    Необходимо помнить, что преступления против интересов службы в коммерческих или иных организациях (глава 23 УК РФ), не могут быть отнесены к числу коррупционных, поскольку они непосредственно не причиняют вреда интересам государственной службы или службы в органах местного самоуправления. В целом, к коррупционным правонарушениям относятся деяния, выражающиеся в незаконном получении преимуществ лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций и вопросов местного значения муниципальных образований (городского или сельского поселения, муниципального района, городского округа либо внутригородской территории города федерального значения), либо в предоставлении данным лицам таких преимуществ, а также совокупность самих этих лиц. К коррупциогенным правонарушениям (т.е. нарушениям, которые могут привести к коррупционным преступлениям) могут относиться все нарушения законодательства в сфере прохождения государственной и муниципальной службы, соблюдения всех ограничений и запретов, наложенных на должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления.
  1. Что такое «противодействие коррупции»? 
    Противодействие коррупции – это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:
    • по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
    • по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
    • по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
  1. Что является предметом взятки? 
    Предметом взятки или коммерческого подкупа наряду с деньгами, ценными бумагами и иным имуществом могут быть выгоды или услуги имущественного характера, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате (предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи и т.п.). Под выгодами имущественного характера следует понимать, в частности, занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами. (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 № 6 (ред. от 06.02.2007) “О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе”.)
  1. Какие действия можно считать вымогательством взятки? 
    Вымогательство означает требование должностного лица или лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, дать взятку либо передать незаконное вознаграждение в виде денег, ценных бумаг, иного имущества при коммерческом подкупе под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам гражданина, либо поставить последнего в такие условия, при которых он вынужден дать взятку, либо совершить коммерческий подкуп с целью предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов. (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 № 6 (ред. от 06.02.2007) “О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе”.)
  1. Предусмотрена ли ответственность за ложное сообщение о факте коррупции должностного лица? 
    Лицо, сообщившее заведомо ложные сведения, порочащие честь и достоинство другого лица или подрывающие его репутацию может быть привлечено к уголовной ответственности по статье 129 «Клевета» Уголовного кодекса РФ.
  1. Может ли посредник во взяточничестве быть привлечён к уголовной ответственности? 
    Да, может. Взятка может быть получена и дана через посредника (третье лицо). Посредником во взяточничестве является лицо, которое непосредственно получает или передает определенные ценности, заменяя тем самым взяткополучателя или взяткодателя. Действия посредника могут характеризоваться отсутствием личной заинтересованности и личной инициативы. Уголовная ответственность посредника во взяточничестве (соучастника деяния) в зависимости от конкретных обстоятельств по делу и его роли в даче или получении взятки наступает лишь в случаях, предусмотренных ст. 33 Уголовного кодекса РФ. Если же третье лицо (посредник) получает от кого-либо деньги или иные ценности якобы для передачи их должностному лицу в качестве взятки, но заведомо решает присвоить их, то содеянное им деяние квалифицируется как мошенничество. Действия владельца ценностей (взяткодателя) в таком случаи относятся к категории «покушение на дачу взятки».
  1. Возвращаются ли взяткодателю денежные средства и иные ценности, ставшие предметом взятки? 
    Изъятые деньги и другие ценности, являющиеся предметом взятки или коммерческого подкупа и признанные вещественными доказательствами, подлежат обращению в доход государства на основании пункта 4 части третьей статьи 81 УПК РФ как нажитые преступным путем. Освобождение взяткодателя либо лица, совершившего коммерческий подкуп, от уголовной ответственности по мотивам добровольного сообщения о совершении преступления не означает отсутствия в действиях этих лиц состава преступления. Поэтому они не могут признаваться потерпевшими и не вправе претендовать на возвращение им ценностей, переданных в виде взятки или предмета коммерческого подкупа. Не могут быть обращены в доход государства деньги и другие ценности в случаях, когда в отношении лица были заявлены требования о даче взятки или о незаконной передаче денег, ценных бумаг, иного имущества в виде коммерческого подкупа, если до передачи этих ценностей лицо добровольно заявило об этом органу, имеющему право возбуждать уголовное дело, и передача денег, ценных бумаг, иного имущества проходила под их контролем с целью задержания с поличным лица, заявившего такие требования. В этих случаях деньги и другие ценности, явившиеся предметом взятки или коммерческого подкупа, подлежат возвращению их владельцу. Если для предотвращения вредных последствий лицо было вынуждено передать вымогателю деньги, другие ценности, то они подлежат возврату их владельцу. (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 № 6 (ред. от 06.02.2007) “О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе”).

Все о коррупции. Как бороться с коррупцией.

         Прежде всего, следует разобраться с самим понятием коррупции. Если обратиться к словарю, определение коррупции будет звучать как «моральное разложение должностных лиц и политиков», в число которых входят незаконное обогащение, взяточничество, кража и т.д.

Федеральный закон «О противодействии коррупции» предоставляет такое определение: «Коррупция – это злоупотребление служебным положением… либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды».

Выгода может проявляться в разной форме, начиная от взяток и хищения денег и заканчивая незаконной помощью друзьям и родственникам.

В правовом определении перечисляются наиболее распространенные формы коррупции: дача и получение взятки; злоупотребление полномочиями; коммерческий подкуп.

Уголовный кодекс Российской Федерации к коррупционным преступлениям относит: посредничество в дачи взятки; незаконное участие в предпринимательстве и т.д.

Коррупцию классифицируют в зависимости от сферы, охвата, статуса коррупционера, государственного органа или предприятия, равноправия или подчинения субъектов коррупции.

Но, независимо от классификации, коррупция отражает определенную систему, тип мышления, грозящий серьезными последствиями для общества.

Основы противодействия коррупции должны заключаться в системности подхода, направленного не только на фактический контроль и наказание, но и на предотвращение коррупции. К мерам по профилактике коррупции относятся: информационная работа с населением, нацеленная на донесение к обществу идеи о недопустимости коррупции и необходимости сообщать о ней при любых обстоятельствах; повышение прозрачности деятельности госструктур; независимость СМИ; упрощение бюрократических процедур и т.д.

Для борьбы с коррупцией недостаточно принятия нормативных актов. Необходимы существенные изменения системы противодействия: активное участие гражданского общества, взаимодействие правоохранительных органов и гражданского общества, повышение ответственности всех причастных сторон.

o-CORRUPT-MONEY-facebook-768x384

 

Tags: