03Май

Дыхание — основа жизни и здоровья человека. В норме с физиологическим дыханием формируется речевое дыхание.

У детей с ДЦП (детским це­ребральным параличом) почти всегда наблюдается нарушение дыхания, которое имеет сложный патогенез, связанный с частичной неподвижностью дыхательных мышц, изменением их тонуса, нарушением их координации, а также с за­держкой созревания дыхательной функциональной системы.

Как правило, при ДЦП дыхание поверхностное. В речи преобладает ключичный тип дыхания, вдох короткий, выдох слабый. Асинхронность дыхания и фонации проявляется в быстром истощении силы выдоха в процессе речи. Ребенку не хватает дыхания, чтобы закончить фразу. Наблюдается речь на вдохе одновременно с речью на выдохе. Голосовые модуляции отсутствуют. По тембру голос глухой, назализованный, иногда хриплый, монотонный, немодулированный, тусклый.

Работа над дыханием начинается с общих дыхательных уп­ражнений. Цель этих упражнений состоит в том, чтобы воспитать у ребенка навыки правильного дыхания, преодолеть дыхательную недостаточность, развить подвижность грудной клетки.

Одновременно с проведением общей дыхательной гимнасти­ки очень важно научить детей с ДЦП пра­вильно сморкаться. Это способствует формированию удлиненного произвольного выдоха.

Для овладения и закрепления этой функции логопеды Шпаковского комплексного центра социального обслуживания используют уникальный инструмент — носовую флейту.

Флейта является древнейшим музыкальным инструментом, в котором происходит колебание воздуха из-за струи вдуваемого в него воздуха, разбиваемого о края стенки корпуса.

Игра на носовой флейте активизирует носовое дыхание. Сильный носовой выдох при игре на носовой флейте создает давление на слизистую оболочку полости носа и уменьшает ее отечность. Давление воздуха стимулирует развитие верхней челюсти и развития всего лицевого скелета в целом.

Кроме того активизируется одна из самых мощных рефлексогенных зон на решетчатой кости, находящейся в полости носа. Она содержит огромное количество рецепторов, напрямую связанных со структурами головного мозга. Во время игры на носовой флейте физиологически без медикаментов активизируются все структуры головного мозга.

Также для формирования правильного речевого дыхания на занятиях с детьми с ДЦП в условиях домашнего визитирования специалисты используют блок-флейту, преимуществом которой является легкость овладения данным инструментом.

Логопед знакомит ребенка с инструментом, затем предлагаем подуть во флейту. На первых по­рах результативным будет считаться любое движение про­изводящее шум.

Необходимым условием выполнения задания является увеличение количе­ства устойчивых дыхательных движений. Если ребенок уверенно удержи­вает мундштук губами, надо обращать его внимание на движения щек при дутье (щеки надуваются), т.е. побуждать дуть сильнее, чтобы воздух заполнял всю резонаторную полость рта. На последующих этапах при ду­тье ребенок не надувает щеки (это является одним из основных условий формирования целенаправленной воздушной струи).

Следует отметить, что игра на флейте способствует не только формированию правильного речевого дыхания, но и  укреплению мышц артикуляционного аппарата (губ, щек, языка), развитию фонематического слуха, устойчивого произвольного внимания и слуховой памяти.

Формирование дыхательных кинестезий у детей с ДЦП в условиях "Домашнего визитирования"Формирование дыхательных кинестезий у детей с ДЦП в условиях "Домашнего визитирования"

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *