Первая консультация у логопеда.
В преддверии празднования дня логопеда 14 ноября хотелось бы немного сориентировать родителей, чего ждать от специалиста при первой встрече.
Зачастую родители ожидают живого искреннего участия, активного внимания к проблеме и грамотной консультации. В результате первичной диагностики родитель должен понять, что делать с ребёнком, как и когда. Логопед, по идее, должен кратко описать этапы работы, прогнозируемые сроки и ожидаемые результаты. В особенности, если ребёнок занимается в разных местах, с разными специалистами. По сути дела родитель является координирующим звеном, от которого исходит запрос и который контролирует весь коррекционный процесс. Иначе как в басне Крылова «Лебедь, рак и щука», а ребёнок один и жизнь у него одна.
Сейчас родителям стоит брать в свои руки заботу о ребёнке и, хотя бы минимально, но иметь представление о том, что должен делать логопед, что ожидать от занятий, и какие домашние задания выполнять дома.
Каждый логопед строит работу с семьёй по-разному. Кто-то очень прозрачно ведёт занятия, даёт домашние работы и отслеживает результаты на каждом занятии. Кто-то же говорит примерно так: «Это длительный процесс, быстрых результатов не ждите», но при этом может не давать домашние задания и не пускать родителей на занятия. Родители вправе сами выбирать специалиста для своего ребёнка, и это их степень ответственности.
На первой консультации логопед должен уточнить состояние (в зависимости от возраста):
- Звукопроизношения.
2.Артикуляционного аппарата.
3 Фонематического слуха.
4.Грамматического строя речи:
-словообразования (дом-домик);
— словоизменения (по падежам, родам и числам).
- Связной речи.
6.Языкового анализа и синтеза (н-р, место звука в слове).
Грамотный логопед в зависимости от возраста ребенка расскажет о нормативах речи и возможных трудностях в развитии. После первой консультации родитель должен четко понимать, что делать с ребёнком.
С какими вопросами родители обращаются чаще всего:
- У нас нарушены звуки.
2.У нас нарушены звуки, путает мой, моя, моё, ошибки в окончаниях и другие трудности…
3.Ребенок не говорит. Что делать?
1.Случай первый.
Над каждым звуком время работы индивидуально. Приблизительно 2-3 месяца необходимо для постановки и автоматизации звука в речи (при условии регулярных занятий и отсутствии патологии речевого аппарата).
Параллельно можно брать 2-3 звука и вести их от постановки до полного введения в речь.
Логопед каждое занятие отмечает успехи и трудности ребёнка, дает обратную связь родителям, дает подробное задание в тетради.
Вы можете присутствовать на занятии и видеть, что и как делает логопед, чтобы дома хорошо заниматься. Дома обязательно необходимо выполнять домашние задания, иначе при посещении логопеда 2 раза в неделю без домашнего закрепления сроки работы над звуками увеличатся с 2-3 месяцев до 4-5, а то и более, в зависимости от нарушения.
- Случай второй.
На занятии невозможно отработать и звуки, и грамматический строй. Поэтому ряд заданий логопед может давать домой на самостоятельную работу с систематическими объяснениями. Важно понимать, какую задачу Вы перед собой ставите. Если это подготовка к школе и у вас мало времени, то стоит активно включиться в работу в тандеме с логопедом, возможно, дефектологом или психологом.. Если у вас до школы несколько лет, то можно настроиться на пару лет планомерной работы, с выполнением всех домашних заданий, при необходимости, с подключением других специалистов.
- Случай третий.
Это один из самых сложных вариантов нарушений. Безречевой ребёнок – это системное недоразвитие. Масса причин, проявлений, как и диагнозов. Главное, что логопед должен понимать всю структуру дефекта, объяснить подробно родителям, что с ребёнком происходит. Родители в работе с неговорящими детьми – это своего рода ПАРАСПЕЦИАЛИСТЫ, которые занимают активную позицию. Обязательно присутствуйте на занятиях, спрашивайте все, что Вас интересует. Хороший логопед всегда поделится знаниями, поддержит Вас и подробно объяснит особенности заданий.
Удачи Вам в выборе «своего педагога», творческих побед и достижений в преодолении всех преград и препятствий!
Логопед отделения реабилитации детей и подростков с ОВЗ
Шахова Марина Борисовна