22Мар

А мы продолжаем рассказывать о программе по запуску речи у малышей в домашних условиях, которую разработала логопед Шпаковского комплексного центра социального обслуживания Шахова Марина Борисовна.

В прошлой статье мы рассказали о дыхательных и артикуляционных  упражнениях. Сейчас речь пойдет об эффективных играх с дидактическим материалом, которые увеличивают пассивный словарный запас:

  1. Прятки игрушек под платочком;
  2. Игра – «ДАЙ!» (по инструкции взрослого ребенок дает игрушку заданного цвета, формы или размера);
  3. Игра – «ПОКАЖИ!» (взрослый знакомит с новым понятием, показав его на картинке, затем ребенок по инструкции взрослого ищет продемонстрированный предмет у себя на раздаточных листах и показывает пальчиком или накрывает ладошкой).
  4. Сортировка по цвету, форме или размеру (например, Мишке собираем красные шарики, а Зайчику — желтые).
  5. Ищем в сенсорном тазике спрятанные фигурки (животных, игрушки, посуду, камушки разных цветов) — ребенок находит, а взрослый называет.

Многие педагоги любят говорить: «Речь находится на кончиках пальцев!» Поэтому поговорим о пальчиковом массаже и пальчиковых играх.

В семидесятых годах XX века физиолог Марионелла Максимовна Кольцова проводила исследование в детском доме. Она доказала, что в экспериментальной группе детей, с которыми проводились упражнения на развитие мелкой моторики, речевое развитие было значительно выше, чем у детей, с которыми не проводились такие занятия.

Это так, но лишь отчасти. Большинство современных неврологов и логопедов склоняются к мысли, что не сами упражнения явились определяющим фактором развития речи, а непосредственное общение педагога с детьми.

К тому же речевые центры, которые находятся в непосредственной близи к моторным центрам в головном мозге, созревают к 3-4 годам. Поэтому стимулировать их, надеясь лишь на развитие мелкой моторики в раннем возрасте, не стоит.

Однако развивать мышцы пальчиков с помощью мягкого массажа («ладушки, «сорока-ворона»), а также тренировать ловкость посредством простейших движений полезно и нужно.

У детей с речевыми нарушениями очень часто наблюдаются нарушения координации движений, мышечные зажимы, моторная неловкость. Упражнения под ритмичные стихи или пение, расслабление и наоборот движения с пальчиками, помогают подготовить ребенка к моторному планированию, тренируют мышечный тонус, помогают ему испытывать эмоциональный отклик в упражнениях.

Неразвитое слуховое восприятие также влияет на развитие речи. Ребенок не способен внимательно и сосредоточенно слушать, слышать и, соответственно, плохо воспроизводит звуки. Если ребенок хорошо различает неречевые звуки – фонематический слух (способность различать звуки речи) будет развиваться автоматически.

Игры на развитие слухового восприятия:

  • Угадай, что звучит;
  • Жмурки;
  • В какой руке звучало;
  • Быстро-медленно;
  • Громко-тихо;
  • Справа-слева (после 2 лет);
  • Если звучит бубен — прыгаем, если треугольник — хлопаем в ладоши (как пример).

Последний блок из программы мы опубликуем 28 марта.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *